Луганськ

У Коломийчисі зірвало дах з адмінбудівлі

  • 2022-01-18 15:49:08
  • перегляди: 0

Коломийчиська громада, що на Луганщині, підраховує у яку суму обійдеться відновлення покрівлі на адміністративному приміщенні. Нині будівельна організація робить заміри для закупівлі матеріалів та складає кошторис робіт. Дах зірвало через буревій. Про це Суспільному розповів голова Коломийчиської ОТГ Олександр Мартовицький.

За його словами, площа даху становить понад 420 квадратних метрів.

"Наразі у мене є інформація, для того, щоб її знову відбудувати, відремонтувати десь необхідно близько 500 тисяч гривень", — додав Мартовицький.

Головний інженер агрофірми села Коломийчиха Іван Кравцов розповів журналістам Суспільного, що не бачив, але чув як злетіла покрівля з адмінбудинку.

"Дуже гуркотіло, я два рази виходив на подвір'я, щоб подивиться чи все на місці. Але там дерева захищають, а десь близько 10 години щось як гухнуло на селі", —додав Кравцов.

За словами голови громади Олександра Мартовицького, для проведення тендерних процедур, виконання проєктних та ремонтних робіт необхідно понад місяць. Питання відновлення покрівлі виноситимуть на сесію сільської ради, яка має відбутись наступного тижня.

Що відомо Металевий профіль на даху обновили у 2016 році. Тоді будівлю ремонтували, нині там розміщується сільська рада, клуб та бібліотека. Читайте усі новини Донбасу у Telegram та Viber

Междугородние перевозки на Луганщине: в чем проблемы и как их решать

  • 2022-01-18 15:07:21
  • перегляди: 0

В чем заключаются трудности реализации маршрутов, какая позиция перевозчиков и возможные варианты решения — узнавал Восточный Вариант. «Нечем добраться« В рамках рубрики #ВыборЧитателей Восточный Вариант на своей странице в Фейсбук спрашивает о том, что было бы интересно прочесть в ближайшее время. Также в комментариях можно предложить свои темы для нового материала. Так одна из наших читательниц в комментариях предложила тему междугородних перевозок: Восточный Вариант решил разобраться в этом вопросе, для чего провел опрос среди жителей региона в соцсетях. Скриншот из соцсетей Скриншот из соцсетей Скриншот из соцсетей Скриншот из соцсетей Скриншот из соцсетей Скриншот из соцсетей Скриншот из соцсетей Скриншот из соцсетей Исходя из ответов и предложений читателей, Восточный Вариант отправил начальнику управления транспортной промышленностью официальный запрос с маршрутами, которые нуждаются в рассмотрении. А также уточнил, какие комплексные решения планируются. В запросе было указано 29 маршрутов, из которых самые нужные, по мнению читателей, следующие: Северодонецк – Славянск через Северск и Верхнекаменское

Северодонецк – Счастье. После 17:00

Северодонецк – Рубежное. Посля 18:00

Северодонецк – ЖД вокзал в г. Рубежное

Северодонецк – Лисичанск, район областной больницы

Северодонецк – Белокуракино Тем временем, чтобы понимать, каким образом маршруты включаются в работу и есть ли жалобы от пассажиров, журналист Восточного Варианта обратился за комментарием к начальнику Северодонецкой автостанции и специалисту отдела эксплуатации. Что говорят на автостанции Начальник Северодонецкой автостанции Пигунова Татьяна объяснила принцип введения маршрута. «Облгосадминистрация занимается введением новых маршрутов. Мы принимаем уже с их разрешения транспорт, который потом работает у нас на линии. Когда перевозчик получает законное разрешение работы на маршруте, только в том случае мы их принимаем. Сами добавить или убавить транспорт мы не можем», — говорит Татьяна. Она добавила, что жалоб от людей не поступают. «Если это выходные и праздничные дни, могут быть трудности. А так автобусы ходят полупустые. Сейчас загрузки нет ни на одном маршруте. Нет такой загрузки, чтобы говорить о дополнительном транспорте»,

— отмечает начальник автостанции. Фото: Восточный Вариант Специалист отдела эксплуатации Анна Сокирко рассказала, что нужно для введения нового маршрута. «Чтобы поставить нужный маршрут, нужно обратиться в территориальную громаду соответствующего района или на горячую линию облгосадминистрации. Громада в свою очередь обращается в облгосадминистрацию с запросом, что есть необходимость в открытии определенного маршрута с таким-то временем отправления и с указанием, для чего. Когда будет проходить конкурс в департаменте транспорта, ЛугОДА выставляет новые предложенные маршруты. ТГ может самостоятельно запускать новые маршруты, если мы говорим о маршрутах в рамках территории этой ТГ», — объясняет специалист отдела эксплуатации. Фото: Восточный Вариант Позиция перевозчика Для понимания позиций каждой из сторон Восточный Вариант решил узнать позицию перевозчика. На автостанции Северодонецка наш журналист имел возможность пообщаться с одним из них. Были подняты вопросы читателей. «Куда еще позже, чем 18:00, если и в 18:00 всего 3 человека везу? А по поводу линии разграничения,

там дорог нет. Мне в одну сторону на запчасти надо около 1000 грн. И такая же ситуация с другими дорогами. Сделали дороги госзначения, но остальные, как были в плачевном состоянии, так и остаются. Конечно, перевозчик не будет подаваться на такой конкурс. Бывает так, что везешь 10 пассажиров и 9 из них — льготники. Да, власть сказала ездить бесплатно. Но, выходит, мы их возим за свой счет», — на правах анонимности объяснил водитель. Фото: dn.depo.ua Также он прокомментировал ситуацию с маршрутами без пересадок. «Если водитель везет от автостанции Северодонецка до автостанции Рубежного — это один маршрут. Но, когда человек хочет прямой маршрут от Северодонецка до ж/д вокзала Рубежного, водителю надо будет сделать круг и везти других 19 человек, которым не нужно на ЖД, по этому кругу. Это не совсем удобно», — объясняет перевозчик. Что говорят в Луганской ОГА? Наш журналист обратился к начальнику управления транспортной промышленностью ЛугОГА Павлу Пригородову. По его словам, маршрутная сеть в Луганской области развита. В перечень автобусных маршрутов общего пользования пригородного и междугородного внутриобластного сообщения включено 163 пригородных и 131 междугородных маршрутов.

В настоящее время регулярность перевозок пассажиров на автобусных маршрутах общего пользования в пригородном и междугородном (внутриобластном) сообщении обеспечена 12 пассажирскими перевозчиками, из них 7 юридическими и 5 физическими лицами-предпринимателями. «Были изменения в законодательстве. ТГ только в декабре прошлого года получили право запускать самостоятельно маршрут. Понятно, что многие из них еще не успели применить все организационные мероприятия. А мы, соответственно, лишены права организации в рамках территориальной громады. Хотя раньше мы за это отвечали. Теперь мы отвечаем только, если речь идет о маршруте между двух и более громад”, — отмечает Павел Пригородов. Он рассказал, что определение автомобильных перевозчиков на пригородных и междугородных внутриобластных автобусных маршрутах общего использования осуществляются исключительно на конкурсной основе. В настоящее время организатором ведется работа по проведению конкурса. Создано 50 объектов, насчитывающих 74 маршрута пригородного и междугороднего (внутриобластного) сообщения, которые проходят по территории двух или более территориальных громад.

Но возникает проблема — организатор перевозок не раз сталкивается с ситуациями, когда предложений на обслуживание того или иного маршрута от перевозчиков-претендентов не поступает. “Частники не хотят ездить не только вдоль линии разграничения, но и по области. Главными факторами этого являются экономические вопросы. Есть маршруты, достаточно востребованные среди населения, однако пассажирские перевозчики не проявляют интереса к их обслуживанию в связи с низкой рентабельностью перевозок”, — объясняет начальник управления транспортной промышленностью. Например, на маршрут «Рубежное — Мостки» уже несколько лет подряд отказываются подаваться перевозчики из-за отсутствия дороги. “Частник говорит: «Я не поеду. У меня каждый рейс — это тысяча гривен на запчасти, на шины. Я не хочу». Так это еще не линия разграничения. Или села, где по 2-3 бабушки и нет дороги. Это реалии нашей области”, — говорит Павел Пригородов. По его словам, объектом конкурса может быть как один, так и несколько автобусных маршрутов. С целью не оставить отдельные регионы области без транспортного сообщения,

объекты конкурса формируются таким образом, чтобы к прибыльным, рентабельным маршрутам добавлялись маршруты более социального направления. В плане обеспечения маршрутов на линии разграничения сейчас ведется сотрудничество с благотворительными организациями БО «АДРА Украина» и ГО «Пролиска». “Реализован проект, благодаря которому до июня 2022 обеспечена организация нерегулярных пассажирских перевозок в населенные пункты, расположенные вдоль линии разграничения, с целью улучшения доступа к услугам и критически важной инфраструктуры в 25 направлениях”, — отмечает начальник управления транспортной промышленностью. «Восточный Вариант» попросил прокомментировать сообщение нашей читательницы о ситуации, которая сложилась в Кременной 2.01.2022. «Мы имели, так сказать, транспортный коллапс 2-го числа. Когда была обледеневшая дорога. Возможно, это произошло из-за этого. Нужно с каждым случаем конкретно разбираться», — говорит Павел Пригородов. Фото: Восточный Вариант По данной ситуации начальник управления транспортной промышленностью обещал уточнить информацию. «Восточный Вариант» ждет официального ответа.

Еще одна проблема, с которой сталкиваются жители региона — нерасчищенные дороги от снега. Наш журналист лично оказался в такой ситуации на дороге от Северодонецка до ЖД вокзал в Лисичанск. «Тут надо смотреть, чья дорога и у кого она на балансе, и кто ответственный за ее содержание. Есть дорогие государственного значения, есть дороги местного значения, есть дороги коммунальные. Дороги госзначения чистит служба автомобильных дорог Луганской области. Дороги местного значения чистим мы (департамент). Дороги коммунальные чистит город. Дорогу Северодонецк — Лисичанск чистит служба автомобильных дорог Луганской области. У них есть телефон диспетчера», — объясняет Павел Пригородов. Фото: news.infocar.ua Павел подсказал, что информацию можно найти в Фейсбук на странице службы автомобильных дорог Луганской области. Там указан номер +380645242037 “Все, что от нас зависит, мы сделаем. Мы готовы с каждым перевозчиком встречаться, разговаривать, оказывать методическую помощь, потому как подготовка документов к конкурсу тоже требует внимания, времени. Мы готовы содействовать в рамках закона.

Я думаю, что ориентировочно в начале февраля мы официально объявим конкурс. И будет примерно месяц на подачу документов. Предоставленную информацию с запросами читателей мы будем учитывать при подготовке к конкурсу”, — говорит начальник управления транспортной промышленностью. Мнение независимого эксперта Журналист Восточного Варианта обратился за мнением к эксперту транспортного планирования Дмитрию Беспалову со следующей проблематикой: Много людей из соседних городов ездят на работу в областной центр — Северодонецк. Но не все маршруты ходят до 18:00. Возникают сложности в том, чтобы добраться домой.

Есть необходимость ездить в небольшие населенные пункты, но они нерентабельны, т.к. собирается мало людей.

Есть необходимость у школьников ездить из сел в город на учебу. Из-за одного или нескольких детей перевозчик не поедет.

Есть необходимость в маршруте до ЖД вокзала или областной больницы в соседний город, но прямого маршрута нет.

Есть необходимость в маршруте к населенным пунктам возле линии разграничения. Но помимо риска, это еще и отсутствие дорог. Перевозчику дорого обходится ремонт всего транспортного средства.

Опять вопрос рентабельности.

Как быть перевозчику, когда 9 из 10 пассажиров — льготники. Маршрут необходим, но перевозчик везет людей за свой счет. Вот, что ответил Дмитрий. «Транспорт ранжируется по степени опасности. И перевозки пассажиров считается опасным видом деятельности, который лицензируется. Т.е. нельзя просто так взять автобус и начать возить пассажиров. Проблемы, которые были перечислены, связаны с отсутствием финансирования», — отмечает он. По словам эксперта, это происходит, потому как общественный транспорт не в приоритете. “Нет денег в этой отрасли, поэтому возникают такие проблемы. А люди пытаются решать эту проблему самостоятельно, в основном, покупая автомобили. Поэтому у нас все больше заторов», — уточняет Дмитрий. Также эксперт дополнил, что европейскую модель работы общественного транспорта выглядит по-другому. «У европейцев есть регламент 1370, который как раз говорит о том, как должны выглядеть модель работы пассажирских перевозок. И основной принцип этого регламента заключается в том, что у оператора (перевозчика) кто-то покупает транспортную работу.

Это может быть или ТГ, или областная администрация, или национальная власть. Надо этому оператору дать деньги на то, чтобы он организовывал эти поездки. Здесь снова возникает вопрос «Где брать деньги?». И здесь есть несколько вариантов», — объясняет Дмитрий. Фото: pinterest.com Эксперт озвучил два варианта: Вариант 1: “Можно переложить это все на пассажиров. Пассажиры платят деньги организатору перевозок, которая покрывает себестоимость этих перевозок. Но тогда тарифы могут многих отпугнуть. Организовать по правилам пассажирские перевозки — это, действительно, очень дорого: техника, ее ремонт, энергоносители, зарплата медсестре (которая выпускает водителя), тахограф (чтобы не превышать порядок рабочих часов). И в таком случае проезд в одну сторону будет стоить гораздо дороже, чем хотелось бы пассажирам”, — говорит эксперт. Вариант 2: “Это как раз больше европейская модель. Субъект, который организовывает перевозки, берет деньги из бюджета (ТГ или области) и добавляет к сумме, которую оплатили пассажиры. Т.е. таким образом получается недостающая сумма на покрытие себестоимости перевозок.

Например, в Варшаве 30% себестоимости проезда они собирают с пассажиров и 70% — компенсируется из городского бюджета. В европейской цивилизованной модели пассажир дает деньги области, а область собирает их, добавляет свои и дает оператору. Т.е. нет прямой связи пассажир-оператор”, — дополняет он. Дмитрий уточнил, что украинское законодательство пока не готово ко второму варианту. Фото: pravda.com.ua “Текущее законодательство поддерживает текущую модель с кешем и маршрутчиками, которые пытаются зарабатывать, с пассажирами, которые хотят ездить без пересадок. И минусов у такой модели, как мы видим, немало. Плюсы — модель не требует бюджетных денег, маршруты более длинные”, — отмечает эксперт. Он прокомментировал запросы от читателей о маршрутах без пересадок. “Европейские модели больше хабовые. Они более экономически эффективны. Т.е. там нужно делать нередко пересадки. Вы садитесь, едете к какой-нибудь пересадочной станции, где собирают всех пассажиров. А потом все пересортировуются и едут дальше”, — объясняет Дмитрий. Восточный Вариант поинтересовался мнением эксперта о проблеме льготников,

которую озвучил перевозчик. “Такие города, как Житомир и Тернополь ограничивают действие льгот в часы пик. Т.е. бабушка может поехать бесплатно, но не в утренний час пик. Это противоречит национальному законодательству, но исполкомы на свой страх и риск принимают такие решения”, — говорит эксперт транспортного планирования. Фото: dnpr.com.ua Он рассказал, что его коллеги, которые работают в Украине, ставят в пример Израиль. По словам Дмитрия, там занимается планированием не департамент транспорта, а частная компания, нанятая областью, для того, чтобы выполнять эту задачу. “И тогда оператор совсем по-другому работает. У него есть четкий бизнес-план. У оператора нет риска уйдет ли пассажир, не заплатит. К оператору не приходят никакие рэкетиры и не требуют какую-то долю, потому что у все по безналу”, — объясняет эксперт. Дмитрий дополнил, что в Украине законопроект, который дает такую возможность, все еще находится в комитетах Верховной Рады. “Этот законопроект еще даже не вынесли на первое чтение. Но, если даже он вступит в силу, нужно быть готовыми к тому,

что за транспорт нужно будет платить больше, чем пассажиры платили до этого. Но зато он будет более безопасным и быстрым, его будет больше, он будет предсказуемым. Но нужно привыкать к тому, что в транспорт нужны инвестиции. Т.е. те же областные, городские или ТГ администрации должны будут привыкнуть к тому, что деньги придется тратить не на латание дыр в асфальте и рассадку цветов в парке, а на покупку транспортной работы у операторов”, — говорит он. Фото: starobelsk.info Эксперт транспортного планирования уверен, что для развития региона необходимо привлекать инвесторов. “Если мы берем область, то именно область должна спланировать классную маршрутную модель, куда что идет и с какой частотой, и с какой величиной подвижного состава. Заказчик должен спланировать, сколько будет рейсов. И потом уже заказать эту транспортную работу. Этого не может сделать частный оператор. И в принципе это не его задача. Его работа — ездить на маршруте, а не думать будет ли пассажир или нет”, — считает Дмитрий. Чтобы предложить реализовать нужный маршрут, вы можете: Обратиться в свою ТГ. Контактный номер телефона, электронный адрес и часы приема интересующей громады можно посмотреть здесь. Обратиться на горячую линию в Луганскую ОГА лично или звонком на номер 0 800-505-107. А также можно отправить в Луганскую ОГА запрос по почте на электронный адрес info@loga.gov.ua *** Данный материал создан благодаря читателям “Восточного Варианта”, которые выбрали тему для статьи. Нам важно мнение наших читателей!

Присылайте темы или контакты героев, о которых вы хотели бы прочесть у нас на сайте, в наши соцсети или на нашу официальную почту: info@v-variant.com.ua

Давайте вместе творить крутую и полезную журналистику на востоке Украины!

На Донбассе задержали сразу 29 человек, среди них - подростки: подробности и фото

  • 2022-01-18 14:27:39
  • перегляди: 0

В Донецкой области на станции Курахово (Покровский район) рассекретили банду из 29 человек, которые воровали уголь из грузовых поездов. Причем, размер похищенного впечатляет: на складе обнаружили более тысячи мешков с твердым топливом.Как рассказали в облуправлении полиции, взяли дельцов "на горячем" — во время разгрузки поезда, близ которого лежало 190 похищенных мешков с углем.Вскоре удалось обнаружить и склад, где хранилось еще 1190 мешков весом более 60 тонн.О подозрении в краже, совершенной в крупных размерах, уже сообщили 29 мужчинам до 40 лет. Интересно, что среди них были и несовершеннолетние: некоторым всего по 16.Санкция статьи предусматривает до 8 лет тюрьмы. Расследование продолжается.Напомним, Владимир Демчишин, который возглавлял Министерство энергетики с 2014 по 2016 год, получил подозрение в уголовном деле за содействие террористическим группам "ЛНР" и "ДНР", поставляя уголь в Украину из оккупированных территорий.Также напомним, что сейчас уголь в Украину везут из США.

Фермеры "Овощи Станичников" с Луганщины запустили собственный сайт

  • 2022-01-18 13:10:18
  • перегляди: 0

Проект USAID «Экономическая поддержка Восточной Украины» Проект USAID помог сельскохозяйственному кооперативу «Овощи Станичников» Луганская область разработать сайт. Об этом Восточный Вариант сообщает со ссылкой на Проєкт USAID «Економічна підтримка Східної України» На сайте можно найти информацию о кооперативе, принципах его работы, преимуществах сотрудничества с производителями. Также на сайте есть каталог продукции с описанием сортов томатов, огурцов и перца, которые выращивают в кооперативе. Заказать продукцию сейчас нельзя, поскольку зимой фермеры не выращивают в теплицах овощи. В этом году планируют начать сезон выращивания в феврале. Но уже сейчас ищут предпринимателей, которые готовы сотрудничать с кооперативом и покупать продукцию в новом сезоне. «Несколько лет мы продавали продукцию оптовым покупателям, не имея сайта и социальных сетей. Сами находили контакты или покупатели выходили на нас. Мы успешно работаем с предпринимателями и супермаркетами Донецкой, Луганской и Харьковской областей. Надеемся, что сайт поможет нам найти новых клиентов в других регионах Украины и наладить успешное сотрудничество,

ведь мы предлагаем качественную экологическую продукцию от производителей, сейчас это ценят во всем мире», — говорит председатель кооператива Марианна Нещерет. Также заинтересованные фермеры могут присоединиться к кооперативу «Овощи Станичников». Среди преимуществ членства — консультации, оптовые цены на семена и удобрения, помощь с продажами продукции. «Присоединиться к нам могут фермеры, которые бы хотели поднять уровень своей продукции и обеспечить стабильные каналы продаж. Мы предлагаем выгодные и комфортные условия, а также поддержку всем участникам кооператива «Овощи Станичников» и всегда рады принять к кооперативу ответственных и честных хозяйственников», — сообщается производители на своем сайте. Больше узнать о кооперативе можно на их сайте Фермеры «Овощи Станичников» с Луганщины запустили собственный сайт Сейчас кооператив «Овощи Станичников» объединяет более 100 домохозяйств, которые выращивают овощи, зелень и цветы. С Проектом USAID кооператив начал сотрудничать в 2019 году. Члены кооператива постоянно получают профессиональные консультации по улучшению агротехнологий,

внедрению новых сортов овощей, помощь по подготовке и участию в специализированных выставках. История развития дела кооператива «Овощи Станичников» подготовлена в рамках коммуникационной кампании «Восток: Перезагрузка «, которую реализует Проект USAID. Коммуникационная кампания «Восток: Перезагрузка «призвана показать успешные истории жителей Востока Украины и помочь тем, кто стремится перезагрузить свое настоящее ради успеха и процветания будущего Востока. Перезагрузка — это обновление доступных ресурсов, это запуск нового способа мышления. Восток Украины имеет богатую историю и культуру, высокий промышленный потенциал и именно поэтому может стать драйвером развития различных экономических направлений и отраслей бизнеса, перезагрузки сознания населения, особенно молодежи.

Рубежанские школьники получили современные парты и стулья

  • 2022-01-18 13:06:57
  • перегляди: 0

Учебные заведения Рубежанской территориальной громады Луганской области получили 455 комплектов школьной мебели, а это новые современные парты и стулья для всех первых классов громады.

Об этом сообщил заместитель городского головы Рубежного Олег Ткаченко.

По его словам, мебель была приобретена частично за счет местного бюджета громады и при поддержке народных депутатов от "Нашего края".

"При поддержке и непосредственном участии народного депутата Украины Сергея Шахова, неоднократно обращавшегося в комитет Верховной Рады Украины по вопросам образования, науки и инноваций, наша громада одной из первых в Украине получила необходимые средства для закупки школьной мебели", - отметил Олег Ткаченко.

При этом он поблагодарил также и депутатов городского совета, которые способствовали выделению необходимых средств из местного бюджета – несмотря на ряд других существующих проблем в городе.

В оккупированном Луганске установили памятник в честь «Беркута»

  • 2022-01-18 12:43:35
  • перегляди: 0

В оккупированном боевиками «ЛНР» Луганске установили памятник «Непокоренный «Беркут»». Открытие приурочили к тридцатилетию образования на Луганщине отряда мобильного особого назначения «Беркут».

О событии сообщает пресс-служба «МВД ЛНР», пишет «Реальная Газета».

В сообщении сказано, что подразделение «Беркут» хорошо показало себя «во время двух госпереворотов».

Мужчина на памятнике одет в форму, в которой «беркутовцы» были на Майдане в 2014 году. На его голове балаклава, так что лица нельзя разглядеть. В руках он держит щит и шлем. Памятник установлен в Луганске на улице Ломоносова.

Автором монумента выступил преподаватель «Луганской государственной академии культуры и искусств» Александр Елизаров. Он изобразил собирательный образ бойца подразделения, но, по словам автора, ему позировали реальные «беркутовцы»,

Памятник установили при поддержке главы «МВД ЛНР» Игоря Корнета.

Примечательно, что сейчас подразделение «Беркут» действует только на оккупированном Донбассе и в Крыму.

Деревянные ступеньки и пластиковые окна: в Лисичанске показали, как выживают люди в домах ХIХ века

  • 2022-01-18 12:09:44
  • перегляди: 0

В Лисичанске Луганской области в домах, которым более ста лет, до сих пор живут люди, а местный колорит едва ли может показаться современным.

Как сообщают местные жители в соцсетях, такие дома есть возле бывшего стекольного завода «Пролетарий».

В некоторых квартирах продолжают жить люди, и в них даже установлены металлопластиковые окна.

Однако будущее таких построек пасмурно: строение нуждаются в дорогостоящем капитальном ремонте, а некоторые и вовсе в аварийном состоянии, а местная власть предложить жителям адекватную альтернативу пока не в силах.

Як на Луганщині живуть нащадки лемків, яких депортували з Польщі 77 років тому

  • 2022-01-18 12:06:36
  • перегляди: 0

Депортація народів - це наслідок підписання пакту Молотова-Ріббентропа між Радянським Союзом і гітлерівською Німеччиною, за яким кордони Польщі змінилися, і частина польських земель відійшла СРСР.

Лемки - етнічна група української нації. Етнографічна територія лемків охоплює гірську смугу Західної частини Карпат, що входить до складу Польщі, Словаччини, а також Закарпатської області України.

Як нагадує Український інститут національної пам'яті, 9 вересня 1944 року в Любліні голови Ради народних комісарів УРСР Микита Хрущов і Польського комітету національного визволення Едвард Осубка-Моравський уклали угоду про "взаємний обмін населенням": українського – з території Польщі до УРСР і польського – з території України до Польщі.

"До переїзду в СРСР підлягали усі громадяни української національності з теренів Холмського, Грубешівського, Томашівського, Красноставського, Володавського та інших повітів Люблінського, Ряшівського та пізніше з Краківського воєводств. Переселення мало бути добровільним, однак перетворилося на примусові депортації,

які супроводжувалися репресіями, позбавленням майна, обмеженням політичних, соціальних, економічних і культурних прав людей", - нагадує Інститут.

Лемківська хата в Музеї народної архітектури, місто Санок Польща. Фото Depo.Донбас.

На Луганщину лемки потрапили з сіл Дошниця, Явір’я, Гальбів Ясловського повіту та селища Зубрик з Ново-Санчецього повіту Краківського воєводства. Для розселення лемків з Польші в Луганській області було обрані декілька районів, в тому числі Новоайдарський і Лутугінський. В першу чергу їх розміщували по 2-3 родини в німецьких колоніях Бауєргейм - село Переможне під Новоайдаром та Арбайтергейм - село Трудове теж під Новоайдаром, а також розселялися в селі Карла Лібкнехта і ще одне село Переможне в Лутугінському районі - нині це окупована Росією територія. Всього до сіл Переможне та Трудове на Новоайдарщину потрапило більше 100 сімей лемків.

Як депортували лемків з Польщі на Луганщину в 1945 році

Зараз 10 справжніх лемків та 23 їхні нащадки мешкають в Переможному і Штормовому на Новоайдарщині. Скільки лемків або їхніх нащадків залишилося на купованій Луганщині - невідомо.

Мешканка селища Штормове в Новоайдарській територіальній громаді Щастинського району онука депортованих лемків Ольга Полянська, напам'ять знає історію переїзду своїх бабусі та дідуся.

Її бабусю 1939 року народження в травні 1945 року разом з родиною вивезли до села Дмитрівка і помістили спочатку до будівлі сільського клубу. Люди їхали в товарняках, буквально сидячи на своїх скарбах – всьому, що дозволили вивезти. В інших вагонах везли худобу.

"Наша сім'я їхала у товарняках два місяці. Було таке, що стоячи. Їх не знали просто куди подіти. Їх виселили, й надалі вони нікому не були потрібні. В одному вагоні їхали люди, в інших було господарство. Бабуся казала, що сиділи на скрині. Можна було взяти із собою 200 кг зерна", - каже Ольга.

Її предків спочатку поселили в клубі в селищі Дмитрівка. "Там помер прапрадід за два місяці, там його й поховали. Він не витримав. На батьківщині він був господарем, мав свій будинок. А тут вигнанець", - каже Ольга.

В кінці 1945-го року родина переїхала в село Переможне.

"Тут було поселення німців,

їх вивезли до Казахстану, а в їхні будинки поселили лемків. Ось у Переможному вони й облаштувалися", - розповідає Ольга.

Від бабусі Ольга зберігає сімейну реліквію – ікону. "Я її нікуди не віддала. Коли мою бабусю хрестили, священик віддав їй ікону. Вони вже знали, що їх виселятимуть. Мій прадід звернув її, щоб сховати. Досі заломи є. Він уже тут вирізав під неї скло, рамки робив. Бабусі вже рік нема. А іконі майже сто років. Є одна вишивка – її вишивав мій прадід", - розповідає Ольга.

Ольга пригадує, що її бабуся, і прабабуся довго мовчали про ті події. Прабабуся загалом була часто зажурена. У неї в Польщі померли двоє хлопчиків. І з тяжким почуттям, що не можна провідати могили дітей, жінка прожила все життя.

"Генік та Зенік. Гена та Женя. Коли хлопчик помирав, вирвав шматок волосся. Ось ця картина у неї все життя стояла перед очима", - каже Ольга.

Багато чого з побуту, а також речі лемки передали до Новоайдарського музею.

"Костюми багато хто повіддавав до Новоайдарського музею. Моя бабуся Віра Степанівна Жданова теж віддавала,

коли ще жива була, сорочку (опріччя), обрус, головну хустку (тебетівку), корсети", - розповіла Ольга Полянська.

Інші лемкині, з якими Depo.Донбас поспілкувався, кажуть, що багато хто не витримував життя на Луганщині і намагався повернутися у Польщу. Але не вийшло. Їх не пустили до рідних домівок, вони залишилися на кордоні з Польщею.

"З власного господарства дійшли до колгоспу. Звісно, ​​їм не подобалося. Багато хто хотів повернутися. Багато хто тікав. Вони там будинки кинули, які лише збудували. Мій дідусь напередодні депортації збудував новий будинок великий. На все село цинком блищало. Приїхали сюди на Луганщину, а тут їм віддали старі німецькі хатки", - згадує лемкиня, яка не захотіла називати своє ім'я.

За її словами, приїжджих погано сприймали, дражнили.

"Коли ми прийшли до школи у Штормовому, нас обзивали бандерами. А в нас вчителька була – ми їй кажемо: чому нас називають бандерами? А вона зібрала всіх і розповіла: ви не бандери, вони в лісах жили. Ви не бандери, ви лемки з Польщі. Вона розповіла дітям про нас правду",

- розповідає лемкиня.

Але потім до сіл переселили іншу народність з Польщі – бойків.

"Наших привезли у 1945-му році, а у 1950-х роках сюди привезли бойків. У нас у селі їх багато. Живемо тут усе мирно. Нам все одно, яка національність. Аби не було війни. У нас тут село переселенців. Лемки, бойки, деякі німці повернулися з Казахстану. Прижилися ми тут усі", - розповідає лемкиня.

"На сьогодні у Переможному 10 лемків та 23 нащадків. Онуків не рахую. Ми вже все одно кровно змішані. Минулого року пішло засвіти 4 лемки", - каже Ольга Полянська.

Як започаткували фестиваль "Лемківська ватра" на Луганщині і що з ним тепер

Перший лемківський фестиваль "Стежками Лемківщини", або "лемківська ватра" на Луганщині відбувся у 2005 році. Його започаткував тодішній заступник голови Луганської ОДА Зиновій Гузар, до речі керівником ОДА того часу був Олексій Данілов – на сьогодні він очолює РНБО. До того часу ніхто з влади про лемків навіть не згадував, про їхню примусову депортацію не розповідали дітям у школах, а самі вони жили тихо і непомітно,

зберігаючи свої традиції у вузькому колі. Влада на Луганщині належала Партії регіонів, яку на місцевому рівні уособлювали Олександр Єфремов і Віктор Тихонов - вихідці з радянської Компартії та поборники проросійського руху. Тож, звісно, вони про цю сторінку історії області не говорили.

Фестиваль відбувався у нині окупованому Лутугінському районі - так він став лемківським центром на Луганщині. На цю подію збиралися лемки з усієї України, приїжджав навіть голова Всесвітньої організації лемків, а також лемки з Польщі, Львівщини, Закарпаття, Донеччини й інших областей. Співали пісні в етнічних костюмах, запалювали величезну ватру на сході сонця. Відома всім "Пливе кача" – це лемківська народна пісня.

"На фестиваль приїжджали з усієї нашої області, з Донецької та навіть зі Львова. Ми там збиралися. Десь 25 людей. За рахунок організації возили дітей до Луганського драмтеатру, до Львова возили. Так було до війни" - розповіла одна з лемкинь, з якою ми поспілкувалися.

У 2008 році у лутугінському Переможному встановили пам'ятник жертвам примусового виселення етнічних українців з території Польщі у 1944-1946 років.

Що з цим пам'ятником зараз, чи зберігся він при владі "ЛНР" – невідомо.

Ось як фестиваль проводили у 2009 році.

Газета українців у Польщі "Наше слово" писала у 2015 році: "Багато жителів Переможного, котрі від початку конфлікту на Донбасі допомагали українській армії, сепаратисти занесли до розстрільного списку. Коли одну родину, яка була в списку, розстріляли, частина людей вирішила тікати з Переможного, щоб не повторити долі страчених. Багато з них відразу виїхала на запрошення родичів та знайомих за межі Донбасу. Частина лемків з Переможного зважилася на переїзд на Тернопільщину, де зараз компактно проживають".

Після окупації фестиваль на Луганщині відродили у 2017 році, приїжджали делегації з Львівської, Закарпатської області. Лемки і їхні нащадки розповіли, що їх запрошували тільки в перший рік.

"Нам пощастило лише першого року - 2017-го. Для нас це була подія. Ми навіть нашого діда 80-річного привезли. Але на місці не було жодної уваги. Почалося нагородження якихось керівників району", - каже лемкиня.

Концерт на фестивалі 2017 року. Фото: Закарпатський обласний центр культури.

Молодь несе 124 метровий прапор України до місця запалення традиційної лемківської ватри на фестивалі 2017 року. Фото: Закарпатський обласний центр культури.

У 2021 році фестиваль "Стежками лемківщини" також проводили на Луганщині, але не так гучно, як колись. Багато хто з лемків, з якими ми спілкувалися, вже на нього не приїздили - вік дається взнаки, та й кажуть, що фестиваль став формальним і вже не таким душевним.

Деревянные ступеньки и пластиковые окна: в Лисичанске показали, как выживают люди в домах ХIХ века

  • 2022-01-18 12:06:35
  • перегляди: 0

В Лисичанске Луганской области в домах, которым более ста лет, до сих пор живут люди, а местный колорит едва ли может показаться современным.

Как сообщают местные жители в соцсетях, такие дома есть возле бывшего стекольного завода «Пролетарий».

В некоторых квартирах продолжают жить люди, и в них даже установлены металлопластиковые окна.

Однако будущее таких построек пасмурно: строение нуждаются в дорогостоящем капитальном ремонте, а некоторые и вовсе в аварийном состоянии, а местная власть предложить жителям адекватную альтернативу пока не в силах.

Втрати окупантів в зоні ООС: дані за добу 17 січня

  • 2022-01-18 09:43:21
  • перегляди: 0

Протягом минулої доби, 17 січня, втрати російсько-окупаційних військ в зоні проведення операції Об’єднаних сил (ООС) склали одну особу. Про це йдеться у повідомленні офіцера ЗСУ з ніком «Сергей Нещадим».

«Втрати орків 17.01.2022 р. склали 1 особу: безповоротні (200-ті) — 1 (4 омсбр 2 АК, небойовий, підрив на невідомому вибуховому пристрої). Додатково інформація уточнюється», — написав автор публікації.

Як повідомляла група ІС, упродовж минулої доби, 17 січня, в зоні проведення операції Об’єднаних сил з боку російсько-окупаційних військ зафіксовано одне порушення режиму припинення вогню. Інформація — одна з граней війни! Підписуйтесь на акаунт «Інформаційного спротиву» в Twitter — посилання на наші ексклюзиви, а також найрезонансніші новини України та світу

Москва самоусунулася від діалогу: Кулеба оцінив ймовірність проведення саміту у Нормандському форматі

  • 2022-01-18 09:10:15
  • перегляди: 0

Керівник МЗС України Дмитро Кулеба висловився щодо ймовірності проведення зустрічей у Нормандському форматі. Він надіслав Кремлю важливий сигнал.

Україна зробила більше, ніж потрібно для проведення саміту, але Москва проігнорувала такі дії. Про це він 18 січня заявив на пресконференції в Києві.

Дипломат наголосив,що наша держава виконала свою частину. З боку Москви таких рішень не спостерігається. Росія не виконує угод. Засідання ТКГ відбуваються, але Росія усунулась від діалогу, блокує роботу.

Україна виконала свою частину рішення Паризького саміту й готова рухатися всіма треками Мінських домовленостей у Тристоронній контактній групі. РФ готова сумлінно порушувати й надалі усі положення та бокує процес мирного урегулювання.

ASPI news повідомлялозаяву Кулеби, який пояснив, що Україна не планує наступ на тимчасово окуповані частини Донецької та Луганської областей. У Кремлі виключають присутність США при обговоренні російсько-українських відносин.

Росія може зробити приводом для вторгнення паспортизацію в ОРДЛО – Зеленський

  • 2022-01-18 06:46:26
  • перегляди: 0

Російська насильницька паспортизація українських громадян на тимчасово окупованих територіях Донецької та Луганської областей може послужити для РФ приводом напасти на Україну під виглядом «захисту» так званих «російських громадян» на цих територіях.
Про це президент України Володимир Зеленський заявив 17 січня, повідомляється на сайті президента.

«Росія продовжує проводити активну кампанію з паспортизації населення на тимчасово окупованих територіях, прагнучи створити привід для ескалації під виглядом «захисту російських громадян» - сказав він під час зустрічі з американськими сенаторами.
Нагадаємо, що в листопаді 2021 року в ТКГ відзначили цікавий факт - Росія різко знизила темпи роздачі своїх паспортів на окупованих територіях Донбасу, оскільки після виборів в Державну думу РФ в Кремлі втратили інтерес до цього процесу.
Найкращі інфографіки від аналітиків «Слово і діло» щодня без зайвого тексту – у телеграм-каналі Pics&Maps
Отримуйте оперативно найважливіші новини та аналітику від «Слово і діло» в вашому VIBER-месенджері.

В оккупированном Алчевске жители в ужасе от состояния больницы

  • 2022-01-17 21:07:47
  • перегляди: 0

«Ужас, а не больница» — так вкратце описывают состояние детского инфекционного отделения на улице Запорожской в оккупированном Алчевске.

Об этом пишет блогер «Злобный Укр» в Телеграм-канале.

«Те, кому не повезло оказаться здесь с маленькими пациентами, жалуются на жуткий холод, полчища тараканов, отсутствие света, старую мебель, обшарпаные стены.

Самое неприятное, что по соседству с детьми находятся взрослые пациенты с коронавирусом. Жуткие фото не очень гармонируют с победными реляциями так называемых «властей» о том, как бурно в «ЛНР» развивается медицина и как предоставляют бесплатное лечение пациентам с подконтрольной Украине территории» — пишут в пабликах сепаратисты. «Ой а кто виноват вам в этом, Америка или НАТО, или «бандеровцы»? Не, это Россия, которую вы так хотите» — подытоживает Злобный Укр.

Как сообщала группа «ИС», оккупированный Алчевск становится похожим на покинутый Чернобыль. Информация – одна из граней войны! Подписывайтесь на аккаунт «Информационного сопротивления» в Twitter – ссылки на наши эксклюзивы, а также самые резонансные новости Украины и мира.

В Лисичанске родилась двойня

  • 2022-01-17 21:07:46
  • перегляди: 0

В течение минувшей недели на Луганщине родилось 56 детей.

Об этом сообщают в Департаменте охраны здоровья Луганской ОГА.

Так, на прошлой неделе в Луганской области родилось 56 младенцев: 34 девочки и 22 мальчика. Среди них одна двойня в Лисичанске.

Читайте также: Жители ОРДЛО могут получить "пакет малыша" либо денежную компенсацию

На КПВВ "Станиця Луганська" розпочав працювати модульний центр вакцинації

  • 2022-01-17 19:12:53
  • перегляди: 0

Новий модульний центр з вакцинації мешканців ОРДЛО запрацював на КПВВ "Станиця Луганська".

Про це йшлося на селекторній нараді щодо протидії поширенню коронавірусу, яка відбулася під головуванням президента Володимира Зеленського, інформує Depo.Донбас з посиланням на пресслужбу глави держави.

"Міністр охорони здоров’я Віктор Ляшко повідомив, що в сільській місцевості почали працювати мобільні бригади з вакцинації, облаштовано модульний центр вакцинації на КПВВ "Станиця Луганська" на лінії розмежування", - йдеться у повідомленні.

Президент у свою чергу зауважив, що такий центр потрібно облаштувати й на КПВВ "Новотроїцьке" в Донецькій області.

На КПВВ "Станица Луганская" уже обустроен модульный пункт вакцинации

  • 2022-01-17 18:40:27
  • перегляди: 0

Министр здравоохранения Виктор Ляшко сообщил, что на КПВВ «Станица Луганская» обустроен модульный центр вакцинации от коронавируса. Об этом было заявлено на сегодняшнем селекторном совещании по противодействию распространению коронавируса в Украине, которое состоялось под председательством президента Владимира Зеленского. Министр проинформировал, что в сельской местности начали работу мобильные бригады по вакцинации, а на КПВВ «Станица Луганская» обустроен модульный центр вакцинации. В свою очередь Зеленский подчеркнул, что подобный центр необходимо обустраивать и на КПВВ «Новотроицкое» на Донетчине. В Кабмине отметили стремительный рост количества новых случаев COVID-19: если на позапрошлой неделе было зафиксировано 28 000 случаев, то на прошлой — 55 000, то есть увеличение почти в два раза. Количество активных больных тоже выросло — с 93 000 до 105 000. Госпитализировано на прошлой неделе примерно 11000 человек. Все области Украины, кроме пребывающих в «оранжевой» зоне эпидопасности Ивано-Франковской и Сумской, находятся в «желтой» зоне. Соглсано прогнозам правительства,

ожидается дальнейшее увеличение количества заболевших COVID-19, так же, как и в других странах. В ходе селекторного совещания было указано, что темпы вакцинации растут, если сравнивать с праздничными неделями. В Минздраве уточнили, что на прошлой неделе сделали прививки 552000 украинцев, а всего с начала кампании по вакцинации сделано 29,37 миллиона прививок. В общей сложности вакцинацией охватили 15 миллионов человек, из них 14,28 миллиона получили две дозы. Несмотря на то, что вводить бустерную дозу вакцины в Украине стали недавно, уже около 100000 граждан сделали третью прививку. Кроме того, в ближайшее время на заседании Кабмина планируется принять решение о возможности использования средств по программе «єПідтримка» вакцинированными гражданами старше 60 лет. Ранее сообщалось, что Зеленский поручил установить на КПВВ «Станица Луганская» пункт вакцинации